Охарактеризуйте
основные отличия живого от неживой природы.
Уровни
организации живой природы.
Рассмотрите
под микроскопом микропрепараты растительной и животной клетки. В чем
состоит сходство и различие этих клеток.
Билет №2.
Вид,
его критерии. Редкие и исчезающие виды растений и животных, меры их
сохранения.
Понятие
об экосистемах. Цепи питания.
Сравните
три экземпляра одного вида растения, найдите черты сходства и различия в
их внешнем строении. Объясните причины различия в их строении.
Билет №3.
Многообразие
видов в природе. Сохранение видового разнообразия как основа устойчивого
развития биосферы.
Круговорот
веществ и превращение энергии в биосфере ( на примере круговорота углерода
или других элементов).
Составьте
одну из пищевых цепей питания в аквариуме. Объясните, почему в аквариуме
короткие пищевые цепи. Почему аквариум нуждается в постоянном уходе.
Искусственные
сообщества – агроэкосистемы, роль человека в них.
Из
имеющихся организмов составьте пищевую цепь: беркут, кузнечик, землеройка,
травянистые растения. Определите, к какой функциональной группе относится
беркут в составленной пищевой цепи. Ответ поясните.
Билет№5.
Причины
устойчивости экосистем, их смена. Антропогенные изменения экосистем.
Функциональные
группы организмов в экосистеме, их роль.
Определите
взаимоотношения, в которые вступают друг с другом перечисленные организмы:
водоросли и грибы в лишайнике,
лисица и заяц, лисица и волк, печеночный сосальщик и корова. К какой
группе экологических факторов относят эти взаимоотношения.
Билет №6.
Биосфера
– глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере.
Основные
ароморфозы в эволюции растений.
Распределите
по ярусам перечисленные растения дубравы: клен, дуб, лещина, ландыш, липа, папоротник орляк, калина, яблоня,
майник двулистный. Какое значение имеет ярусное расположение растений
в экосистеме?
Билет
№7.
Роль
живых организмов в биосфере. Влияние человека на биосферу.
Основные
признаки живого.
Рассмотрите
несколько типов плодов различных растений. Назовите типы плодов и признаки
приспособленности к распространению семян у каждого растения.
Билет№8.
Доказательства
происхождения человека от животных.
Биологический
прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.
Пищевые
цепи редко состоят более чем из 4-5 звеньев. Чем это можно объяснить? Что
лимитирует длину пищевой цепи? Ответ поясните.
Билет №9.
Борьба
за существование – предпосылка естественного отбора. Формы борьбы за
существование.
Приспособленность
организмов как результат эволюции.
Основными
структурными компонентами любой экосистемы являются растения, животные,
грибы и бактерии. К каким функциональным группам относятся эти организмов?
Покажите стрелками их взаимосвязи в экосистеме.
Билет №10.
Естественный
отбор – направляющий фактор эволюции.
Сравнительная
характеристика природных экосистем и агроэкосистем.
Рассмотрите
гербарии мха, папоротника и цветкового растения. Перечислите имеющиеся у
них органы. Выявите черты усложнения в строении этих растений и объясните
их значение.
Билет №11.
Вид
– надорганизменная система. Популяция – структурная единица вида и
элементарная единица эволюции.
Основные
направления эволюции.
Сравните
клубень картофеля и луковицу репчатого лука. Объясните, почему их относят
к видоизмененным подземным побегам.
Билет №12.
Типы
связей и зависимостей в биогеоценозе.
Образование
новых видов. Способы видообразования.
Приготовьте
микропрепарат кожицы лука и рассмотрите его под микроскопом. Зарисуйте
клетку и подпишите видимые части и органоиды клетки.